ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ГРУППА

3 самые частые проблемы при таможенном оформлении груза


04.09.2019

Внешнеэкономическая деятельность сопряжена с большим количеством рисков, можно сказать, что это наиболее рисковый и не всегда предсказуемый вид бизнеса.

На процессы международной торговли влияет достаточно большое количество внешних и внутренних факторов: это и мировая политика, и курс национальной валюты, и потребительская способность населения, нетарифное регулирование государства страны-импортёра, и так далее, перечислять можно долго. Но факт остается в том, что данное большое количество проблем и рисков во многом отягчает жизнь участникам ВЭД: компаниям-импортёрам и экспортёрам.

Абзац 1.jpg

Помимо рисков, существуют и ошибки, причем допустить их может не только сам участник ВЭД, но и его Партнёры – например, экспедиторская компания или таможенный представитель. Порой цена таких ошибок бывает достаточно высокой и болезненной для участника ВЭД. Как показывает практика, наиболее «болезненными» для участника ВЭД становятся ошибки при таможенном оформлении груза.

Рассмотрим 3 наиболее распространенных ситуации, причины их возникновения и последствия:

1) Недостоверное декларирование. Можно отнести к наиболее распространенной и часто возникающей проблеме. Недостоверное декларирование включает в себя много причин, как правило, причиной становится человеческий фактор. Это могут быть:

- ошибка декларанта при подготовке ДТ перед подачей в таможенный орган;

- ошибка в товаросопроводительных документах, например, отправитель просто был невнимателен и перепутал сумму в инвойсе или вес в упаковочном листе;

- отправитель положил в контейнер лишний товар – это, конечно, редкость, но всем известный пример – отправитель хотел поблагодарить своего Партнера и положил ему подарок бутылку вина в контейнер вместе с грузом, естественно, никому об этом не сказав. При таможенном досмотре груза «подарок» обнаруживается, и начинаются проблемы. По сути, импортёр не виноват, он не знал об этом и не декларировал данный «подарок», но ответственность нести ему.

С юридической точки зрения недостоверное декларирование регламентируется статьей 16.2 КОАП РФ, там же и указаны все последствия, штрафы, в некоторых случаях – конфискация. С текстом статьи рекомендую ознакомиться самостоятельно, я расскажу, как процесс выглядит на практике.

В случае выявления ситуации с недостоверным декларированием таможня заводит на участника ВЭД дело об административном правонарушении, по которому начинается разбирательство с целью установления главного факта – привели ли действия декларанта к занижению размера таможенных пошлин или нет, от этого зависит риск конфискации товара, либо его части. Данный процесс длится не менее 1 месяца, в некоторых случаях может продлеваться еще на 1 месяц (по инициативе таможенного органа), весь этот период груз находится в порту – вот вам первая «плохая новость»: это доп.расходы в виде хранения на терминале и последующего демереджа (плата за сверхнормативное использование контейнера морской линии).

Абзац 2.jpg
После проведения проверки выносится решение о назначении штрафов и возможной конфискации. Дополнительным «бонусом» для участника ВЭД станет занесение его компании в базу недобросовестных импортёров, что грозит пристальным вниманием к данной компании при последующих поставках, то есть будут применяться дополнительные меры таможенного контроля (досмотры, взвешивание, отборы проб и т.д.). Сумма дополнительных расходов, штрафа, последствия во многом зависят от конкретной ситуации, все очень индивидуально, сценариев может быть огромное количество, но однозначно можно сказать, что проблемы будут.

2) Наиболее интересно обстоят дела с ситуацией под названием – Отбор проб.

Данная мера контроля возникает при сомнении таможенного органа в правильности заявленного кода ТНВЭД, под которым декларируется товар. Как правило, импортёр или экспортёр склоняются к коду с наименьшей величиной таможенной пошлины, а таможня может сомневаться в достоверности заявленного кода и считает, что товар возможно должен классифицироваться в коде с более высокой ставкой пошлины. В этом случае назначается отбор проб для подтверждения кода.

С данной процедурой наиболее часто сталкиваются участники ВЭД при поставках химической продукции, пищевой продукции, особенно пищевые ингредиенты, иногда даже экспортёры лесной продукции (пиломатериалов, «кругляка», столбов и т.д.). Процедура выглядит достаточно просто и стандартно – отбираются пробы, причем товар можно вывезти с территории СВХ, дабы избежать расходов по хранению, демереджу, но необходимо оплатить на депозит таможни «обеспечение» уплаты таможенных платежей. Размер обеспечения составляет разница в таможенных платежах между кодом, который указал участник ВЭД, и тем, к которому склоняется таможня. Такая процедур называется «условный выпуск» или «выпуск с обеспечением уплаты таможенных платежей» (ТК ЕАЭС Статья 122. Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы).

Далее, в течение месяца (иногда двух) происходит лабораторное исследование отобранных образцов. Следующим этапом делается заключение и передается в таможенный орган, который на основании данной экспертизы присваивает верный код ТНВЭД.

Если код, заявленный участником ВЭД, подтверждается, то обеспечительный платеж ему возвращается, но не сразу, срок может затянуться до 6 месяцев.

Если код не подтверждается, и есть факт недоплаты таможенных платежей, то заводится дело об административном правонарушении – Недостоверное декларирование, последствия которого рассмотрели раньше. Самый негативный момент в данной ситуации – это если данная поставка не первая, ранее уже завозился товар под «старым кодом», то таможня пересчитает недоплаченные платежи за все предыдущие поставки и потребует оплаты, включая пени.

Если говорить о возможных допущенных ошибках в данной ситуации, наиболее реалистичны 2 варианта. Первый - это если участник ВЭД намеренно принял решение оформлять свой товар под неправильным кодом (то есть ошибка была намеренной) с целью экономии денежных средств.

Второй возможный вариант – это ошибка таможенного представителя (если оформление товаров идет через него, то он должен изучать, анализировать и подбирать коды на товары, что порождает определенную ответственность таможенного брокера). В этом случае можно попробовать предъявить таможенному представителю претензию с требованием возмещения понесенных расходов, но гарантировать, что это произойдет, проблематично, есть ряд факторов, влияющих на исход данной ситуации.

Абзац 3.jpg
С точки зрения импортёра – купил товар, легально ввёз, код у товара верный, никаких умышленных противозаконных действий не предпринимал, ранее проблем в оформлении никогда не было (в «черных» списках таможни не фигурирует). При этом возникшие непредвиденные расходы примерно в 6 раз превосходят стоимость транспортировки и составляют одну треть от закупочной стоимости товара, но предъявить их некому, вины и ошибки нет. Такие ситуации могут возникнуть на ровном месте, составляя существенные риски участникам ВЭД.

3) Нетарифное регулирование.

Рассмотрим ситуацию, связанную с сертификацией и маркировкой товаров. Сейчас данному сегменту нетарифного регулирование уделяется огромное внимание. Говоря простыми словами, на часть импортируемых товаров должны быть оформлены разрешительные документы, и должна быть нанесена соответствующая маркировка, согласно техническим регламентам. Видов разрешительных документов достаточно много – например, сертификат Гост Р, декларация соответствия, свидетельство о государственной регистрации (СГР) и так далее.

Ранее сертификации такого повышенного внимания не уделялось со стороны контролирующих органов, соответственно, и у участников ВЭД большого энтузиазма к надлежащему оформлению разрешительных документов  своих товаров не было. В большинстве случаев, сертифицирующие органы делали сертификаты без фактического предоставления образцов продукции в лаборатории, в сертификатах указывались номера протоколов реальных испытаний схожих товаров.

На сегодняшний день для получения требуемого сертификата необходимо сделать лабораторные испытания на ввозимую продукцию, получить протокол испытаний и на его основании оформить требуемый сертификат. Все лаборатории аккредитованы и внесены в единый реестр, что позволяет таможенному органу убедиться в подлинности сертификата. Для того, чтобы ввезти товар на территорию РФ, сначала необходимо получить сертификат. Это означает, что до основной поставки необходимо завезти образцы продукции, сдать их в лабораторию и получить сертификат. Важный момент – образцы должны быть ввезены и оформлены законным способом, то есть на них необходимо оформлять ДТ, которую таможенный орган может запросить в процессе оформления основного объема продукции.

Пример: компания занимается импортом спортивного оборудования. Прибыл контейнер, в котором было ввезено 4 вида оборудования по 2 штуки каждого вида. Данный товар подлежит сертификации, сертификат был приложен к документам при подаче декларации. В процессе оформления инспектор проверял протокол испытаний (в сертификате данная информация присутствует) и выяснил, что неделю назад у данной лаборатории отозвали лицензию, и протокол с сертификатом не действительны. По этой причине выпуск товаров стал просто невозможен. Было принято решение оформлять сертификат и делать протокол испытаний, и что данное оборудование может быть использованы для испытаний в лаборатории. Вроде бы все в порядке, но по регламенту для испытаний в лабораторию требуется предоставить по 4 шт. каждого вида. Пришлось в срочном порядке заказывать авиаперевозку недостающего оборудования, сдавать его в лабораторию и ждать протокола испытаний, как результат – огромные расходы для участника ВЭД.

Очень важно помнить перед планированием поставки товара - заблаговременное обращение к таможенному представителю может решить много проблем, связанных оформлением груза.

Здесь мы рассмотрели только малую часть наиболее распространенных ситуаций, которые влекут за собой определенные проблемы и последствия, как правило, это непредвиденные расходы, а иногда и полная конфискация товаров. Из приведенных примеров видно, что иногда конкретных ошибок не было допущено, а расходы возникают. Это риски ВЭД, к ним надо быть готовым, как минимум, морально.

Анатолий Романов, коммерческий директор ООО «Нептумар»

Другие новости

15-летие Нептумар Россия
14 Окт 2019
15-летие Нептумар Россия
Сегодня исполняется 15 лет компании Нептумар в России. Мы уверенно смотрим в будущее и строим еще более смелые планы на следующие 15 лет.
Негабарит из Китая в Татарстан для корпорации Haier
21 Авг 2019
Негабарит из Китая в Татарстан для корпорации Haier
«Нептумар» поделился опытом доставки морским путем двух партий крупногабаритного брейкбалкового оборудования из Китая в Санкт-Петербург.
Нептумар ежегодно принимает стажеров из Германии
27 Май 2019
Нептумар ежегодно принимает стажеров из Германии
Уже несколько лет подряд в Санкт-Петербургский офис Нептумар приезжают стажеры из Menzell & Döhle Group.